Страница обновлена 20.05.2019

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 145" города Ярославля

Страница обновлена 20.05.2019
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 145" города Ярославля

ПРИНЯТО

на педагогическом совете

МДОУ д/с №

протокол №________

от «___» ________ 20 __г.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МДОУ д/с № ______________ «____»________20__г.

Приказ № ___ от «__» ______20 __г.

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« ДЕТСКИЙ САД № »

Положение об организации

психолого-медико-педагогического сопровождения

детей с ограниченными возможностями здоровья

и детей-инвалидов в условиях

дошкольной образовательной организации



1. Общие положения 

    1. Положение об организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее детей с ОВЗ)  и детей- инвалидов  в образовательном  процессе (далее – Положение) разработано в соответствии с действующем законодательством в области образования.
    2. Настоящее Положение о психолого-медико-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ и детей-инвалидов разработано в соответствии с международными и федеральными документами:
  • Всеобщая декларация  прав человека»

 от 10 декабря 1948 года

  • Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ

«О ратификации Конвенции о правах инвалидов»

Статья 24

  • Конституция РФ 1993 г
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральные законы:
  •  «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

от 24 ноября 1995 г. 181-ФЗ,

  • « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998г. № 124-ФЗ,
  •  «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»     от  6 октября 1999 г. № 184-ФЗ.
  • Указ Президента РФ от 29 мая 2017 года № 240 в рамках программы «Десятилетие детства» «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2018- 2027 годы»
    1. Положение регламентирует порядок деятельности Муниципального дошкольного образовательного учреждения  «Детский сад  № »(далее – МДОУ) по организации обучения детей с ОВЗ, детей-инвалидов.
    2. Психолог-медико-педагогическое сопровождение – это система профессиональной деятельности участников коррекционно-образовательного процесса, направленная на создание специальных условий для успешного обучения, развития и социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

1.5 Основными принципами психолого-медико-педагогического сопровождения являются:

-приоритет интересов ребенка;

- непрерывность и комплексный подход в организации сопровождения;

-рекомендательный характер оказания помощи и услуг.

 

2. Цель и задачи психолого-педагогического сопровождения

2.1 Цель психолого-медико-педагогического сопровождения заключается в создании комплекса образовательных, медицинских, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на создание условий для успешного развития, обучения и социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

2.2  Задачи психолого-медико-педагогического сопровождения:

  • защита прав и интересов обучающихся;
  • обеспечение безопасных и комфортных условий развития и обучения, поддержки в решении психолого-педагогических и медико-социальных проблем;
  • реализация потенциальных возможностей обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов, их благоприятной социализации;
  • участие в разработке индивидуальных программ сопровождения адекватных возможностям и способностям обучающихся с ОВЗ и детей- инвалидов;
  • проведение консультативно-просветительской работы среди всех участников образовательного процесса;
  • участие в экспертизе образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий и т.д.

3. Основные направления деятельности:

  • Организационная деятельность
  • Диагностическая деятельность
  • Коррекционно-развивающая
  • Консультационная
  • Информационная и профилактическая
  • Методическая
  • Медицинская

 

 

4. Порядок организации сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов

4.1. Содержание образования и условия организации сопровождения детей с ОВЗ определяются адаптированными образовательными программами, детей-инвалидов –  программами  реабилитации и абилитации.

 4.2. Обучение детей с ОВЗ, детей-инвалидов может осуществляться в МДОУ совместно с другими воспитанниками в группах комбинированной направленности и в общеобразовательных группах, в группах компенсирующей направленности и на дому.

4.3. Решение о создании в Детском саду групп инклюзивного образования, групп комбинированной направленности принимается учредителем образовательного учреждения.

4.4. Для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать Детский сад, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) сопровождение по образовательным программам дошкольного образования организуется на дому или в медицинских организациях.

4.5 Сроки обучения воспитанников в группах комбинированной и компенсирующей направленности определяются рекомендациями  ТПМПК. Сроки обучения воспитанников  на дому зависят от состояния здоровья, психофизических возможностей ребенка и определяются медицинскими документами.

4.6. В образовательной организации сопровождение детей с ОВЗ осуществляется по адаптированным образовательным  программам при  создании специальных образовательных условий.

4.7. Под специальными образовательными  условиями для получения дошкольного образования детьми с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких детей, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,  учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательных организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

5.. Порядок организации психолого-медико-педагогического сопровождения образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях

5.1. Основанием для организации психолого-медико-педагогического сопровождения  детей с ОВЗ, а также детей-инвалидов является заключение и рекомендации территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (далее- ТПМПК) и согласие родителей (законных представителей).

5.2. Функции организации психолого-медико-педагогического сопровождения  детей с ОВЗ и детей-инвалидов в ДОУ возлагаются на психолого-медико-педагогический консилиум (далее – ПМПк). В рамках работы психолого-медико-педагогического консилиума осуществляются следующие направления деятельности:

        • Для ребенка с ОВЗ разрабатывается адаптированная образовательная программа на основе рекомендаций ТПМПК;
  • Для ребенка-инвалида разрабатывается индивидуальная программа психолого-медико-педагогического сопровождения, при необходимости включающая разработку индивидуального образовательного маршрута (определение условий, сроков представления отчетности, изменение способов подачи информации и другое), определение адекватных методических приемов в процессе обучения, периодичности получения необходимой коррекционной помощи (образовательной, медицинской и другое), профилактику физических, интеллектуальных, и эмоционально-личностных перегрузок.

5.3 Специалисты ПМП(к):

– осуществляют психолого-медико-педагогическое обследование детей с ОВЗ;

– определяют возможности инклюзии конкретного ребенка, условий и форм  инклюзии;

– проводят предварительную работу с воспитанниками, родителями (законными представителями), педагогами ДОУ, направленную на подготовку к организации инклюзивного образования в ДОУ;

– отслеживают эффективность обучения детей с ОВЗ по программе, рекомендованной ТПМПК.

– организуют систематическое сопровождение образовательного процесса в условиях инклюзии;

– осуществляют анализ выполненных рекомендаций всеми участниками процесса  инклюзии;

– проводят совместно со специалистами  ТПМПК оценку результатов обучения.

5.4  Комплексное сопровождение детей с ОВЗ в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения осуществляют специалисты МДОУ в соответствии со штатным расписанием учреждения.

5.5. В случае отсутствия специалистов сопровождения, невозможности введения в штатное расписание учреждения ставок специалистов квалифицированная психолого-педагогическая коррекционная поддержка может оказываться на основе договора со специальным (коррекционным) образовательным учреждением, учреждением для детей, нуждающихся в психолого-медико-педагогической помощи, ТПМПК в рамках сетевого взаимодействия.

5.6. Результаты адаптации, продвижения в развитии и личностном росте воспитанников, формирования навыков образовательной деятельности, освоения программ, показатели функционального состояния их здоровья фиксируются в индивидуальном образовательном маршруте (далее – ИОМ).

5.7 .Ответственность за организацию психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида в образовательном учреждении возлагается на руководителя.

 

6. Кадровое и материально-техническое обеспечение

6.1 Образование детей с ОВЗ, детей-инвалидов осуществляется при наличии соответствующего  программно-методического обеспечения.

6.2 ДОУ обеспечивает сопровождение образовательного процесса специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения образовательных программ.

6.3 При отсутствии в ДОУ необходимых специалистов, оборудования для оказания специализированной помощи, такая помощь может быть организована через договор о сетевом взаимодействии со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями, лечебно-профилактическими учреждениями, учреждениями здравоохранения, учреждениями социального обслуживания с целью обеспечения необходимыми ресурсами.

 7.Основные документы психолого-медико-педагогического сопровождения:

  • Положение о деятельности психолого-медико-педагогического консилиума.
  • Положение о сопровождении детей с ОВЗ в общеобразовательных группах.
  • Положение о группах комбинированной (компенсирующей) направленности.
  • Должностные инструкции специалистов, воспитателей групп комбинированной (компенсирующей) направленности.
  • Годовой план.
  • Пакет документов психолого-медико-педагогического консилиума.
  • Адаптированные образовательные программы, индивидуальные образовательные маршруты (группы комбинированной направленности, общеобразовательные группы).
  • Адаптированные основные образовательные программы(группы компенсирующей направленности).
  • Рабочие программы, планы, специальная документация специалистов, осуществляющих сопровождение ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида.
  • Списки детей с ОВЗ, детей-инвалидов, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении.
  • Анализ работы за предыдущий период.

8. Заключительные положения

8.1. Настоящее Положение принимается на педагогическом совете и

Утверждается приказом заведующего Учреждением.

8.2. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения и действует до принятия нового.

8.3. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся по мере необходимости и утверждаются в порядке, установленном пунктом 8.1 настоящего Положения.