ПРИНЯТО на педагогическом совете МДОУ д/с № протокол №________ от «___» ________ 20 __г. |
УТВЕРЖДАЮ Заведующий МДОУ д/с № ______________ «____»________20__г. Приказ № ___ от «__» ______20 __г. |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« ДЕТСКИЙ САД № »
Положение об организации
психолого-медико-педагогического сопровождения
детей с ограниченными возможностями здоровья
и детей-инвалидов в условиях
дошкольной образовательной организации
1. Общие положения
-
- Положение об организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее детей с ОВЗ) и детей- инвалидов в образовательном процессе (далее – Положение) разработано в соответствии с действующем законодательством в области образования.
- Настоящее Положение о психолого-медико-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ и детей-инвалидов разработано в соответствии с международными и федеральными документами:
- Всеобщая декларация прав человека»
от 10 декабря 1948 года
- Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ
«О ратификации Конвенции о правах инвалидов»
Статья 24
- Конституция РФ 1993 г
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральные законы:
- «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
от 24 ноября 1995 г. 181-ФЗ,
- « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998г. № 124-ФЗ,
- «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ.
- Указ Президента РФ от 29 мая 2017 года № 240 в рамках программы «Десятилетие детства» «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2018- 2027 годы»
- Положение регламентирует порядок деятельности Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № »(далее – МДОУ) по организации обучения детей с ОВЗ, детей-инвалидов.
- Психолог-медико-педагогическое сопровождение – это система профессиональной деятельности участников коррекционно-образовательного процесса, направленная на создание специальных условий для успешного обучения, развития и социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
1.5 Основными принципами психолого-медико-педагогического сопровождения являются:
-приоритет интересов ребенка;
- непрерывность и комплексный подход в организации сопровождения;
-рекомендательный характер оказания помощи и услуг.
2. Цель и задачи психолого-педагогического сопровождения
2.1 Цель психолого-медико-педагогического сопровождения заключается в создании комплекса образовательных, медицинских, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на создание условий для успешного развития, обучения и социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
2.2 Задачи психолого-медико-педагогического сопровождения:
- защита прав и интересов обучающихся;
- обеспечение безопасных и комфортных условий развития и обучения, поддержки в решении психолого-педагогических и медико-социальных проблем;
- реализация потенциальных возможностей обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов, их благоприятной социализации;
- участие в разработке индивидуальных программ сопровождения адекватных возможностям и способностям обучающихся с ОВЗ и детей- инвалидов;
- проведение консультативно-просветительской работы среди всех участников образовательного процесса;
- участие в экспертизе образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий и т.д.
3. Основные направления деятельности:
- Организационная деятельность
- Диагностическая деятельность
- Коррекционно-развивающая
- Консультационная
- Информационная и профилактическая
- Методическая
- Медицинская
4. Порядок организации сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов
4.1. Содержание образования и условия организации сопровождения детей с ОВЗ определяются адаптированными образовательными программами, детей-инвалидов – программами реабилитации и абилитации.
4.2. Обучение детей с ОВЗ, детей-инвалидов может осуществляться в МДОУ совместно с другими воспитанниками в группах комбинированной направленности и в общеобразовательных группах, в группах компенсирующей направленности и на дому.
4.3. Решение о создании в Детском саду групп инклюзивного образования, групп комбинированной направленности принимается учредителем образовательного учреждения.
4.4. Для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать Детский сад, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) сопровождение по образовательным программам дошкольного образования организуется на дому или в медицинских организациях.
4.5 Сроки обучения воспитанников в группах комбинированной и компенсирующей направленности определяются рекомендациями ТПМПК. Сроки обучения воспитанников на дому зависят от состояния здоровья, психофизических возможностей ребенка и определяются медицинскими документами.
4.6. В образовательной организации сопровождение детей с ОВЗ осуществляется по адаптированным образовательным программам при создании специальных образовательных условий.
4.7. Под специальными образовательными условиями для получения дошкольного образования детьми с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких детей, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательных организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
5.. Порядок организации психолого-медико-педагогического сопровождения образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях
5.1. Основанием для организации психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, а также детей-инвалидов является заключение и рекомендации территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (далее- ТПМПК) и согласие родителей (законных представителей).
5.2. Функции организации психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в ДОУ возлагаются на психолого-медико-педагогический консилиум (далее – ПМПк). В рамках работы психолого-медико-педагогического консилиума осуществляются следующие направления деятельности:
-
-
-
- Для ребенка с ОВЗ разрабатывается адаптированная образовательная программа на основе рекомендаций ТПМПК;
-
-
- Для ребенка-инвалида разрабатывается индивидуальная программа психолого-медико-педагогического сопровождения, при необходимости включающая разработку индивидуального образовательного маршрута (определение условий, сроков представления отчетности, изменение способов подачи информации и другое), определение адекватных методических приемов в процессе обучения, периодичности получения необходимой коррекционной помощи (образовательной, медицинской и другое), профилактику физических, интеллектуальных, и эмоционально-личностных перегрузок.
5.3 Специалисты ПМП(к):
– осуществляют психолого-медико-педагогическое обследование детей с ОВЗ;
– определяют возможности инклюзии конкретного ребенка, условий и форм инклюзии;
– проводят предварительную работу с воспитанниками, родителями (законными представителями), педагогами ДОУ, направленную на подготовку к организации инклюзивного образования в ДОУ;
– отслеживают эффективность обучения детей с ОВЗ по программе, рекомендованной ТПМПК.
– организуют систематическое сопровождение образовательного процесса в условиях инклюзии;
– осуществляют анализ выполненных рекомендаций всеми участниками процесса инклюзии;
– проводят совместно со специалистами ТПМПК оценку результатов обучения.
5.4 Комплексное сопровождение детей с ОВЗ в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения осуществляют специалисты МДОУ в соответствии со штатным расписанием учреждения.
5.5. В случае отсутствия специалистов сопровождения, невозможности введения в штатное расписание учреждения ставок специалистов квалифицированная психолого-педагогическая коррекционная поддержка может оказываться на основе договора со специальным (коррекционным) образовательным учреждением, учреждением для детей, нуждающихся в психолого-медико-педагогической помощи, ТПМПК в рамках сетевого взаимодействия.
5.6. Результаты адаптации, продвижения в развитии и личностном росте воспитанников, формирования навыков образовательной деятельности, освоения программ, показатели функционального состояния их здоровья фиксируются в индивидуальном образовательном маршруте (далее – ИОМ).
5.7 .Ответственность за организацию психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида в образовательном учреждении возлагается на руководителя.
6. Кадровое и материально-техническое обеспечение
6.1 Образование детей с ОВЗ, детей-инвалидов осуществляется при наличии соответствующего программно-методического обеспечения.
6.2 ДОУ обеспечивает сопровождение образовательного процесса специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения образовательных программ.
6.3 При отсутствии в ДОУ необходимых специалистов, оборудования для оказания специализированной помощи, такая помощь может быть организована через договор о сетевом взаимодействии со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями, лечебно-профилактическими учреждениями, учреждениями здравоохранения, учреждениями социального обслуживания с целью обеспечения необходимыми ресурсами.
7.Основные документы психолого-медико-педагогического сопровождения:
- Положение о деятельности психолого-медико-педагогического консилиума.
- Положение о сопровождении детей с ОВЗ в общеобразовательных группах.
- Положение о группах комбинированной (компенсирующей) направленности.
- Должностные инструкции специалистов, воспитателей групп комбинированной (компенсирующей) направленности.
- Годовой план.
- Пакет документов психолого-медико-педагогического консилиума.
- Адаптированные образовательные программы, индивидуальные образовательные маршруты (группы комбинированной направленности, общеобразовательные группы).
- Адаптированные основные образовательные программы(группы компенсирующей направленности).
- Рабочие программы, планы, специальная документация специалистов, осуществляющих сопровождение ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида.
- Списки детей с ОВЗ, детей-инвалидов, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении.
- Анализ работы за предыдущий период.
8. Заключительные положения
8.1. Настоящее Положение принимается на педагогическом совете и
Утверждается приказом заведующего Учреждением.
8.2. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения и действует до принятия нового.
8.3. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся по мере необходимости и утверждаются в порядке, установленном пунктом 8.1 настоящего Положения.