Материально-техническая база детского сада:
- здание находится в удовлетворительном состоянии;
- в учреждении имеются все виды благоустройства, в том числе – водопровод, канализация, центральное отопление, освещение;
- бытовые условия в помещениях, группах и специализированных кабинетах соответствуют требованиям СанПиН, косметический ремонт осуществляется по мере необходимости.
Учреждение имеет «тревожную» кнопку для вызова наряда полиции. В дневное время охрану учреждения осуществляют сотрудники ЧОП "Бастион", в ночное время, в выходные и праздничные дни - сторожа.
МДОУ оборудовано автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения, установлена система наружного видеонаблюдения. В детском саду установлена система оповещения управления эвакуацией в помещениях и на территории учреждения.
С учетом cостояния здоровья детей, их индивидуальных и возрастных особенностей в ДОУ создана специальная предметно-пространственная среда. В групповых помещениях, залах и кабинетах специалистов в достаточном количестве и свободном доступе имеется разнообразный материал для организации образовательной, коррекционно-развивающей, физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и детьми-инвалидами.
- Образовательный модуль: методический кабинет, физкультурно-музыкальный зал, комната для сенсомоторного развития,13 групповых помещений, 13 оборудованных участков
- Коррекционно-развивающий модуль: кабинет педагога-психолога, 4 кабинета учителей-логопедов, 3 кабинета учителей-дефектологов
- Оздоровительный модуль: медицинский кабинет, процедурный кабинет, изолятор, массажный кабинет, бассейн
Информация об обеспечении условий для инвалидов и лиц с ОВЗ
Безбарьерная среда для комфортного и безопасного пребывания детей-инвалидов:
- При входе в детский сад со стороны ул. Громова оборудован пандус
- Расширены дверные проемы на 1-ом этаже для беспрепятственного передвижения детей
- Созданы санитарная, гардеробная комнаты, душевая.
- Организована комната для сенсомоторного развития.
- Приобретено учебно-методическое и игровое оборудование
- Приобретено специальное оборудование для передвижения детей (коляски, ходунки), специальная мебель для организации образовательной деятельности
Паспорт доступности объекта социальной инфракструктуры
Паспорт доступности объекта социальной инфракструктуры, 2019 год
В МДОУ "Детский сад № 145" функционирует "Автоматизированная система информационного обеспечения управления" (АСИОУ), электронная очередь (АИСДОУ), Платформа государственных сервисов для назначения, вплаты компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственнных муниципальных учреждениях, благодаря которым обеспечивается организация деятельности и технических процессов. Детский сад оснащен современными технологическими средствами: музыкальными центрами, копировальной техникой, мультимедийным обурудованием, интерактивной доской, подключен к сети Интернет. Педагогам детского сада предоставлен доступ к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для организации образовательного процесса. Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся в образовательном процессе не применеяются.
Доступная среда
Информация о специальных условиях для обучения инвалидов
и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МДОУ "Детский сад № 145"
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
- Физкультурный зал: используется для организации двигательной активности, физического развития детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, проведения физкультурных занятий, утренней гимнастики, подгрупповых и индивидуальных занятий, спортивных соревнований, праздников и развлечений. В достаточном количестве имеются мячи разных размеров, обручи, палки, флажки, кубики, кегли, ленточки, массажные коврики и дорожки, доски-балансиры, мешочки для метания, индивидуальные коврики, нетрадиционное оборудование и материалы и т.д. Зал обеспечен лавочками, лестницами, тренажерами, мягкими модулями.
- Бассейн: используется для проведения подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми-инвалидами и детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В достаточном количестве имеется игровое и специальное оборудование.
- Уличная спортивная площадка: используется для проведения на улице физкультурных занятий и развлечений с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Площадка оснащена спортивно-игровыми комплексами для развития основных движений, имеется беговая дорожка, футбольное поле, футбольные ворота, яма для прыжков, баскетбольные стойки, щиты для метания и др.
Специально оборудованные кабинеты для обучения и оздоровления инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В детском саду оборудованы следующие кабинеты для обучения и оздоровления детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья:
- кабинеты учителей-логопедов;
- кабинеты учителей-дефектологов;
- кабинет педагога-психолога;
- массажный кабинет.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
- Содержание образования и условия организации обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированными образовательными программами дошкольного образования, а для детей-инвалидов – также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида;
- Для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в детском саду созданы специальные условия: использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего воспитаннику необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
- Образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья организовано в группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в группе компенсирующей направленности для детей со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития) и в группах комбинированной направленности (совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья).
- В детском саду работают педагогические работники, владеющие специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здание образовательной организации
- Для беспрепятственного доступа в здание детского сада инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья оборудован пандус с двухсторонним ограждением, входная площадка и тамбур.
- Для ориентирования слабовидящих людей при входе в детский сад размещена тактильная вывеска с названием образовательной организации и графиком работы, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля.
- При входе имеется цветовая разметка ступеней входных зон (в том числе зона оказания услуг).
- В учреждении имеется мнемосхема с планом размещения помещений внутри здания.
- В здании специально подготовлены и расширены дверные проемы по пути следования инвалидов-колясочников.
- Для маломобильных групп населения имеются специально оборудованные санитарно-гигиенические помещения: туалетная комната, душевая, гардеробная.
- Для удобства и комфорта во время передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в коридорах детского сада установлены поручни.
- На территории детского сада в месте примыкания к пешеходным путям расположена зона отдыха со скамейками.
Специальные условия питания
- Для воспитанников учреждения, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья организовано 4-разовое питание согласно 10-дневному меню. Рацион питания воспитанников различается по качественному и количественному составу в зависимости от возраста детей и формируется отдельно для групп детей в возрасте от 1,5 до 3 лет и от 3 до 7 лет.
- На основании заключения врача-специалиста с учетом индивидуальных особенностей состояния здоровья детей (пищевая непереносимость) проводится индивидуальная коррекция рациона питания.
Специальные условия охраны здоровья
- Одна из приоритетных задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением, – это охрана и укрепление здоровья детей, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Первичная медико-санитарная помощь воспитанникам осуществляется медицинским персоналом детского сада на основании лицензии на медицинскую деятельность и сотрудниками ГУЗ ЯО «Детская поликлиника № 3» на договорной основе.
- Образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется по адаптированным образовательным программам дошкольного образования согласно рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии и ИПРА ребенка-инвалида.
- МДОУ «Детский сад № 145» при реализации образовательных программ создает условия для охраны здоровья воспитанников, в том числе обеспечивает:
- организацию питания воспитанников;
- безопасность воспитанников во время пребывания в учреждении;
- текущий контроль за состоянием здоровья воспитанников;
- проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья;
- соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
- создание условий для занятия воспитанниками физической культурой с учетом состояния здоровья и распределения воспитанников по физкультурным группам, в том числе для занятий в бассейне и адаптированной физической культурой;
- профилактику несчастных случаев с воспитанниками во время пребывания в учреждении;
- расследование и учет несчастных случаев с воспитанниками во время пребывания в детском саду в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- разработку режима дня воспитанников в детском саду с учетом требований СанПиН, возраста и индивидуальных особенностей состояния здоровья детей;
- организацию прохождения воспитанниками в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации;
- обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
- Групповые помещения детского сада, музыкальный и спортивный залы оборудованы специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования (мультимедийные установки, интерактивные доски, интерактивные сенсорные панели, проекторы, ноутбуки).
- Для проведения массовых мероприятий в детском саду имеется специальное оборудование (индукционная система звукоусиления).
- Приобретены специализированная мебель для реабилитации и средства передвижения для детей-инвалидов (столик на колесиках для детей с ДЦП, функциональное кресло на колесиках для детей с ДЦП, детский ортопедический стол и стул с подставкой, коляска для детей с ДЦП, кресло-коляска для инвалидов, ходунки).
- Используются средства реабилитации детей-инвалидов (брусья для ходьбы для детей с ДЦП, балансировочные доски-лабиринты);
- Для оздоровления и реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья имеется сенсорное и коррекционное оборудование (домик Монтессори, тренажеры для развития моторики рук, лабиринты для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, фиброоптическая занавесь с интерактивным источником света, акустическая тактильная дорожка, интерактивная настенная панель, светозвуковая панель «Вращающиеся огни», вибромузыкальный сухой бассейн с клавишами управления, массажер для ног, лечебный пуфик для разгрузки позвоночника, сказочный шатер (сенсорный), развивающие наборы Фребеля).
В МДОУ "Детский сад № 145" разработан паспорт доступности объекта социальной ифраструктуры.
Фото структурно-функциональных зон объектов и приобретенного оборудования в МДОУ "Детский сад № 145"
В 2017 году МДОУ «Детский сад № 145» вошел в состав участников реализации федеральной программы «Доступная среда»
«Доступная среда» – многоцелевая государственная программа по защите и поддержке отдельных слоев населения, которые ограничены в своих действиях из-за состояния физического или психического здоровья. Это комплекс мер, поддерживаемый федеральными и региональными органами власти и направленный на реабилитацию лиц с инвалидностью и других граждан, ведущих малоподвижный образ деятельности.
Ответственный исполнитель социальной программы – Министерство труда и социальной защиты РФ.
Участники программы – различные государственные учреждения и ведомства, в том числе, образовательные учреждения.
Цель и задачи программы:
Основная цель программы «Доступная среда» – беспрепятственный доступ инвалида к любому приоритетному объекту, а также к каждой услуге в важнейшей для него сфере. Антикризисная направленность государственной программы предусматривает перевод инвалидов из экономически пассивной группы в активную. Для этого осуществляется усиление реабилитационной направленности путем содействия со стороны соответствующих министерств в таких сферах, как трудоустройство и занятость.
Программа «Доступная среда» решает следующие задачи:
1) Оценка и повышение уровня доступности объектов и услуг для людей с ограниченными возможностями здоровья.
2) Равноценный доступ к любому реабилитационному средству и услуге для каждого лица с инвалидностью.
3) Модернизация государственных систем медико-социальных экспертиз.
4) Формирование толерантного отношения к данной группе населения.
Программа «Доступная среда» была утверждена Распоряжением Правительства России 17 ноября 2008 года. Это событие послужило знаком готовности Российской Федерации отстаивать права людей с ОВЗ и проводить финансовую поддержку по их реабилитации и адаптации на основании международного договора – Конвенции о правах инвалидов от 13.12.2006 года.
Реализация программы «Доступная среда» в МДОУ «Детский сад № 145.
Информация об обеспечении условий для инвалидов и лиц с ОВЗ
Благодаря грамотной организации деятельности администрации детского сада, при активном сотрудничестве с департаментом образования Ярославской области, департаментом финансов и департаментом образования мэрии города Ярославля городские и федеральные финансовые средства по программе «Доступная среда» освоены полностью. В период с 11.01.2017 по 31.12.2017 в учреждении были созданы следующие условия для организации работы с детьми-инвалидами:
1) Оборудован пандус.
2) Расширены дверные проемы на 1-ом этаже для беспрепятственного передвижения детей-инвалидов.
3) Созданы санитарная и гардеробная комнаты, душевая.
4) Организована сенсорно-моторная комната.
5) Приобретено специальное и игровое оборудование для детей-инвалидов.
6) Организованна группа компенсирующей направленности для детей со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития).
Методические рекомендации по вопросам образования и психолого-педагогического сопровождения
обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья,
разработанные в 2023 году в рамках исполнения подведомственными организациями
Минпросвещения России государственного задания
№ п/п |
Название рекомендаций |
Разработчик |
Целевая аудитория |
Ссылка на размещенный документ/ реквизиты письма |
1. |
Здоровьесберегающие условия обучения ребенка с ОВЗ: советы родителям |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для родителей |
https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2024/02/ Zdorovesberegajushhie_usloviya_obucheniya_rebenka_s_OVZ_sovety_roditelyam.pdf |
2 |
Воспитание в школе и дома: в помощь родителям ребенка с трудностями познавательного развития |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для родителей |
https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2024/02/ Vospitanie_v_shkole_i_doma_v_pomoshh_roditelyam_rebenka_s_trudnostyami.pdf |
3 |
Родительские трудности взрослеющих детей: методические рекомендации родителям подростков с задержкой психического развития |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для родителей |
https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2024/02/ Roditelskie_trudnosti_vzroslejushhih_detej_metodicheskie_rekomendacii.pdf |
4 |
Педагогическая помощь детям дошкольного возраста с комплексными нарушениями в семье |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для родителей |
https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2024/02/ Pedagogicheskaya_pomoshh_detyam_doshkolnogo_vozrasta_s_kompleksnymi.pdf |
5 |
Формирование временных представлений у дошкольников с нарушением слуха |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для родителей |
https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2024/02/ Formirovanie_vremennyh_predstavlenij_u_doshkolnikov_s_narusheniem.pdf |
6 |
Заикание. Что делать? |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для родителей |
https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2024/02/Zaikanie.-Chto-delat.pdf |
7 | видеоматериала методического характера для родителей слепых и слабовидящих детей по развитию творческого потенциала ребенка с нарушением зрения: 1. Развитие творческого потенциала ребёнка с нарушением зрения средствами дополнительного образования. 2. Развитие творческого потенциала ребёнка с нарушением зрения средствами детского общественного объединения. 3. Развитие творческого потенциала ребёнка с нарушением зрения средствами школьного и семейного воспитания. 4. Развитие творческого потенциала ребёнка с нарушением зрения средствами общеобразовательного урока и внеурочной деятельности. |
ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» | Для родителей | https://frc-blind.ru/video |