Страница обновлена 25.03.2024

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 145" города Ярославля

Страница обновлена 25.03.2024
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 145" города Ярославля

Информация о специальных условиях для обучения инвалидов

и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МДОУ "Детский сад № 145"        

 

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

- Физкультурный зал: используется для организации двигательной активности, физического развития детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, проведения физкультурных занятий, утренней гимнастики, подгрупповых и индивидуальных занятий, спортивных соревнований, праздников и развлечений. В достаточном количестве имеются мячи разных размеров, обручи, палки, флажки, кубики, кегли, ленточки, массажные коврики и дорожки, доски-балансиры, мешочки для метания, индивидуальные коврики, нетрадиционное оборудование и материалы и т.д. Зал обеспечен лавочками, лестницами, тренажерами, мягкими модулями.

- Бассейн: используется для проведения подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми-инвалидами и детьми,  имеющими ограниченные возможности здоровья. В достаточном количестве имеется игровое и специальное оборудование.

- Уличная спортивная площадка: используется для проведения на улице физкультурных занятий и развлечений с  детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Площадка оснащена спортивно-игровыми комплексами для развития основных движений, имеется беговая дорожка, футбольное поле, футбольные ворота, яма для прыжков, баскетбольные стойки, щиты для метания и др.

Специально оборудованные кабинеты для обучения и оздоровления инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В детском саду оборудованы следующие кабинеты для обучения и оздоровления детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья:

- кабинеты учителей-логопедов;

- кабинеты учителей-дефектологов;

- кабинет педагога-психолога;

- массажный кабинет.

 

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

- Содержание образования и условия организации обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированными образовательными программами дошкольного образования, а для детей-инвалидов – также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида;

- Для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в детском саду созданы специальные условия: использование   специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего воспитаннику необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

-  Образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья организовано в группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в группе компенсирующей направленности для детей со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития) и в группах комбинированной направленности (совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья).

- В детском саду работают педагогические работники, владеющие специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здание образовательной организации

- Для беспрепятственного доступа в здание детского сада инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья оборудован пандус с двухсторонним ограждением, входная площадка и тамбур.

- Для ориентирования слабовидящих людей при входе в детский сад размещена тактильная вывеска с названием образовательной организации и графиком работы, выполненная рельефно-точечным шрифтом  Брайля.

- При входе имеется цветовая разметка ступеней входных зон  (в том числе зона оказания услуг).

- В учреждении имеется мнемосхема с планом размещения помещений внутри здания.

- В здании специально подготовлены и расширены дверные проемы по пути следования инвалидов-колясочников.

- Для маломобильных групп населения  имеются специально оборудованные санитарно-гигиенические помещения: туалетная комната, душевая, гардеробная.

- Для удобства и комфорта во время  передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья  в коридорах детского сада установлены поручни.

- На территории детского сада в месте примыкания к пешеходным путям расположена зона отдыха со скамейками.

Специальные условия питания

- Для воспитанников учреждения, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья организовано 4-разовое питание согласно 10-дневному меню.  Рацион питания воспитанников различается по качественному и количественному составу в зависимости от возраста детей и формируется отдельно для групп детей в возрасте от 1,5 до 3 лет и от 3 до 7 лет.

- На основании заключения врача-специалиста  с учетом индивидуальных особенностей состояния здоровья детей  (пищевая непереносимость) проводится индивидуальная коррекция рациона питания.

Специальные условия охраны здоровья

- Одна из приоритетных задач, стоящих перед дошкольным образовательным  учреждением, – это охрана и укрепление здоровья детей, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Первичная медико-санитарная помощь воспитанникам осуществляется медицинским персоналом детского сада на основании лицензии на медицинскую деятельность  и  сотрудниками  ГУЗ ЯО   «Детская поликлиника № 3» на договорной основе.

- Образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется по адаптированным образовательным программам дошкольного образования согласно рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии и ИПРА ребенка-инвалида.

- МДОУ «Детский сад № 145»  при реализации образовательных программ создает условия для охраны здоровья воспитанников, в том числе обеспечивает:

  • организацию питания воспитанников;
  • безопасность воспитанников  во время пребывания в учреждении;
  • текущий контроль за состоянием здоровья воспитанников;
  • проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья;
  • соблюдение  государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
  • создание условий для занятия воспитанниками  физической культурой с учетом состояния здоровья и распределения воспитанников по физкультурным группам, в том числе для  занятий в бассейне и адаптированной физической культурой;
  • профилактику несчастных случаев с воспитанниками во время пребывания в учреждении;
  • расследование и учет несчастных случаев с воспитанниками во время пребывания в детском саду в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • разработку режима дня воспитанников в детском саду с учетом требований СанПиН, возраста и  индивидуальных особенностей состояния здоровья детей;
  • организацию прохождения воспитанниками  в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации;
  • обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.

 

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

- Групповые помещения детского сада, музыкальный и спортивный залы оборудованы специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования (мультимедийные установки, интерактивные доски, интерактивные сенсорные панели, проекторы, ноутбуки).

- Для проведения массовых мероприятий в детском саду имеется специальное оборудование (индукционная система звукоусиления).

- Приобретены специализированная мебель для реабилитации и средства передвижения для детей-инвалидов (столик на колесиках для детей с ДЦП,  функциональное кресло на колесиках для детей с ДЦП,  детский ортопедический стол и стул с подставкой, коляска для детей с ДЦП, кресло-коляска для инвалидов, ходунки).

- Используются средства реабилитации детей-инвалидов (брусья для ходьбы для детей с ДЦП,  балансировочные доски-лабиринты);

- Для оздоровления и реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья имеется сенсорное и коррекционное оборудование (домик Монтессори, тренажеры для развития моторики рук, лабиринты для детей с нарушениями  опорно-двигательного аппарата,  фиброоптическая занавесь  с интерактивным источником света, акустическая тактильная дорожка, интерактивная настенная панель, светозвуковая панель «Вращающиеся огни», вибромузыкальный сухой бассейн с клавишами управления, массажер для ног, лечебный пуфик для разгрузки позвоночника, сказочный шатер (сенсорный), развивающие наборы Фребеля).

В МДОУ "Детский сад № 145" разработан паспорт доступности объекта социальной ифраструктуры.  

Фото  структурно-функциональных зон объектов и приобретенного оборудования  в МДОУ "Детский сад № 145"

 

В 2017 году МДОУ «Детский сад № 145» вошел в состав участников реализации  федеральной программы «Доступная среда»

«Доступная среда» – многоцелевая государственная программа по защите и поддержке отдельных слоев населения, которые ограничены в своих действиях из-за состояния физического или психического здоровья. Это комплекс мер, поддерживаемый федеральными и региональными органами власти и направленный на реабилитацию  лиц с инвалидностью и других граждан, ведущих малоподвижный образ деятельности.

Ответственный исполнитель социальной программы – Министерство труда и социальной защиты РФ.

Участники программы – различные государственные учреждения и ведомства, в том числе, образовательные учреждения.

Цель и задачи программы:

Основная цель программы «Доступная среда» – беспрепятственный доступ инвалида к любому приоритетному объекту, а также к каждой услуге в важнейшей для него сфере. Антикризисная направленность государственной программы предусматривает перевод инвалидов из экономически пассивной группы в активную. Для этого осуществляется усиление реабилитационной направленности путем содействия со стороны соответствующих министерств в таких сферах, как трудоустройство и занятость.

Программа «Доступная среда» решает следующие задачи:

1) Оценка и повышение уровня доступности объектов и услуг для людей с ограниченными возможностями здоровья.

2) Равноценный доступ к любому реабилитационному средству и услуге для каждого лица с инвалидностью.

3) Модернизация государственных систем медико-социальных экспертиз.

4) Формирование толерантного отношения к данной группе населения.

Программа «Доступная среда» была утверждена Распоряжением Правительства России 17 ноября 2008 года. Это событие послужило знаком готовности Российской Федерации отстаивать права людей с ОВЗ и проводить финансовую поддержку по их реабилитации и адаптации на основании международного договора – Конвенции о правах инвалидов от 13.12.2006 года.

Реализация программы «Доступная среда» в МДОУ «Детский сад № 145.

Информация об обеспечении условий для инвалидов и лиц с ОВЗ

Благодаря грамотной организации деятельности администрации детского сада, при активном сотрудничестве с департаментом образования Ярославской области, департаментом финансов и департаментом образования мэрии города Ярославля городские и федеральные финансовые средства по программе «Доступная среда» освоены полностью. В период с 11.01.2017 по 31.12.2017 в учреждении были созданы следующие условия для организации работы с детьми-инвалидами:

1) Оборудован пандус.

2) Расширены дверные проемы на 1-ом этаже для беспрепятственного передвижения детей-инвалидов.

3) Созданы санитарная и гардеробная комнаты, душевая.

4) Организована сенсорно-моторная комната.

5) Приобретено специальное и игровое оборудование для детей-инвалидов.

6) Организованна группа компенсирующей направленности для детей со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития). 

Методические рекомендации по вопросам образования и психолого-педагогического сопровождения
обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья,
разработанные в 2023 году в рамках исполнения подведомственными организациями
Минпросвещения России государственного задания

№ п/п

Название рекомендаций

Разработчик

Целевая аудитория

Ссылка на размещенный документ/ реквизиты письма

1.

Здоровьесберегающие условия обучения ребенка с ОВЗ: советы родителям

ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики»

Для родителей

https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2024/02/

Zdorovesberegajushhie_usloviya_obucheniya_rebenka_s_OVZ_sovety_roditelyam.pdf

2

Воспитание в школе и дома: в помощь родителям ребенка с трудностями познавательного развития

ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики»

Для родителей

https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2024/02/

Vospitanie_v_shkole_i_doma_v_pomoshh_roditelyam_rebenka_s_trudnostyami.pdf

3

Родительские трудности взрослеющих детей: методические рекомендации родителям подростков с задержкой психического развития

ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики»

Для родителей

https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2024/02/

Roditelskie_trudnosti_vzroslejushhih_detej_metodicheskie_rekomendacii.pdf

4

Педагогическая помощь детям дошкольного возраста с комплексными нарушениями в семье

ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики»

Для родителей

https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2024/02/

Pedagogicheskaya_pomoshh_detyam_doshkolnogo_vozrasta_s_kompleksnymi.pdf

5

Формирование временных представлений у дошкольников с нарушением слуха

ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики»

Для родителей

https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2024/02/

Formirovanie_vremennyh_predstavlenij_u_doshkolnikov_s_narusheniem.pdf

6

Заикание. Что делать?

ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики»

Для родителей

https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2024/02/Zaikanie.-Chto-delat.pdf

7 видеоматериала методического характера для родителей слепых и слабовидящих детей по развитию творческого потенциала ребенка с нарушением зрения:
1.
Развитие творческого потенциала ребёнка с нарушением зрения средствами дополнительного образования.
2.
Развитие творческого потенциала ребёнка с нарушением зрения средствами детского общественного объединения.
3.
Развитие творческого потенциала ребёнка с нарушением зрения средствами школьного и семейного воспитания.
4.
Развитие творческого потенциала ребёнка с нарушением зрения средствами общеобразовательного урока и внеурочной деятельности.
ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» Для родителей https://frc-blind.ru/video