Страница обновлена 20.05.2019

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 145" города Ярославля

Страница обновлена 20.05.2019
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 145" города Ярославля

 УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МДОУ

 «Детский сад №     »

__________Ф.И.О.

«___»_____________  20__ г.

 

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №  »

ПОЛОЖЕНИЕ

о деятельности психолого-медико-педагогического консилиума

 

1. Общие положения

1.1 Настоящее положение регламентирует деятельность психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации (далее – ПМПк).

1.2.Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) является самостоятельной организационной формой взаимодействия специалистов ДОУ, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в соответствии с рекомендациями территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (далее -ТПМПК), для разработки и реализации адаптированной образовательной программы (далее-АОП).

1.3.Консилиум осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом РФ «Об образовании», письмом МО РФ № 27/901-6 от 27.03.2000 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения, Уставом ДОУ, Договором между ПМПк и ПМПК, договором между МДОУ и родителями (законными представителями) воспитанников, настоящим положением.

1.4. ПМПк создается на базе ДОУ приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов.

             1.5. В состав консилиума входят: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, старший воспитатель, другие специалисты и педагогические работники, включенные в обучение, воспитание, социализацию и сопровождение конкретного ребенка с ОВЗ.

             1.6. Информация о результатах обследования ребенка специалистами консилиума, особенностях коррекционно-развивающей работы, особенностях индивидуальной программы сопровождения, а также иная информация, связанная с особенностями ребенка с ОВЗ или отклоняющимся развитием,  спецификой деятельности специалистов консилиума по его сопровождению, является конфиденциальной. Предоставление указанной  информации без письменного согласия родителей (законных представителей) детей третьим лицам не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

 

2. Основные направления деятельности и задачи ПМПк

2.1. Целью ПМПк является обеспечение комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ с учетом рекомендаций ТПМПК,  реальных образовательных условий МДОУ, возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

2.2.  Основными направлениями деятельности консилиума являются:

- Комплексное диагностическое обследование уровня актуального развития детей, постановка их на динамическое наблюдение, разработка и реализация для них адаптированных образовательных программ.

- Подготовка документов на ТПМПК;

- Консультирование участников образовательных отношений: родителей (законных представителей), воспитателей, специалистов МДОУ по вопросам коррекционно-развивающего сопровождения воспитанников с ОВЗ;

- Организация просветительской деятельности в рамках ПМПк;

- Социальная защита интересов ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни, при психотравмирующих обстоятельствах;

- Сопровождение семей, находящихся в социально опасном положении.

2.3. Задачи консилиума

 - выявление детей, нуждающихся в создании специальных образовательных условий (далее- СОУ), в том числе оценка их резервных возможностей развития, и подготовка рекомендаций по направлению их на ТПМПК для определения СОУ, формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-педагогической помощи, в том числе коррекции нарушения развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов, по созданию специальных условий для получения образования;

- создание и реализация рекомендованных ТПМПК СОУ для получения образования в рамках возможностей МДОУ;

- разработка и реализация специалистами консилиума АОП для различных категорий воспитанников с ОВЗ, рекомендованных ТПМПК,  как компонента основной образовательной программы МДОУ;

- оценка эффективности реализации комплексного психолого-медико-педагогического  сопровождения;

- ежегодная корректировка компонентов АОП, СОУ в соответствии с образовательными достижениями и особенностями развития ребенка с ОВЗ;

- подготовка рекомендаций по необходимому изменению СОУ и программы психолого-педагогического сопровождения в соответствии с изменившимся состоянием ребенка и характером овладения образовательной программой, рекомендованной ТПМПК, рекомендаций родителям (законными представителями) по повторному прохождению ТПМПК;

- выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи(далее-ФФНР), фонетическим недоразвитием речи (далее-ФНР) с целью оказания коррекционно-развивающей логопедической помощи;

- выявление детей, имеющих признаки выраженной дезадаптации, детей с элементами неблагополучия в психологическом здоровье (гиперактивность, тревожность, агрессивность, низкая самооценка), детей, попавших в трудную жизненную ситуацию; постановка их на динамическое наблюдение с оказанием коррекционно-развивающей помощи педагогом-психологом МДОУ, оценка эффективности программы сопровождения;

- подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень достигнутых образовательных компетенций, эффективность коррекционной педагогической деятельности специалистов консилиума;

- консультативная и просветительская работа с родителями (законными представителями), педагогическим  коллективом МДОУ в отношении особенностей психического развития и образования детей с ОВЗ и отклоняющимся развитием, характера их социальной адаптации в образовательной среде;

- координация деятельности по психолого-медико-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ и отклоняющимся развитием (нарушение физического развития, дети-инвалиды) с другими образовательными и иными организациями (в рамках сетевого взаимодействия), осуществляющими сопровождение детей с ОВЗ и детей с отклоняющимся развитием, получающим образование в МДОУ;

- организационно-методическая поддержка педагогического состава МДОУ в отношении образования и социальной адаптации сопровождаемых детей с ОВЗ и  детей с отклоняющимся развитием.

 

3. Регламент деятельности консилиума

3.1. После периода адаптации детей, поступивших в образовательную организацию, проводятся педагогическое наблюдение и диагностика специалистов..

3.2. По результатам наблюдения и педагогического анкетирования проводится коллегиальное обсуждение специалистами консилиума (экспресс-обзор), на котором принимается предварительное решение о возможной необходимости создания для некоторых детей СОУ, индивидуальной программы психолого-медико-педагогического сопровождения и /или их обучения по образовательной программе, рекомендованной ПМПК.

3.3.  С целью определения АОП специалисты консилиума проводят углубленное диагностическое обследование детей, имеющих трудности в освоении ООП ДОУ, с письменного согласия родителей (законных представителей).

3.4. Родителям, дети которых, по мнению специалистов, нуждаются в организации СОУ, рекомендуется пройти ТПМПК  с целью уточнения необходимости создания для них СОУ, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов, определения формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи.

 При направлении ребенка на ТПМПК копия коллегиального заключения консилиума, направление, педагогическая характеристика выдаются  родителям (законным представителям) на руки. В другие учреждения и организации заключения специалистов или коллегиальное заключение консилиума могут направляться только по официальному запросу либо в ситуации заключения соответствующего договора о взаимодействии.

3.4. В случае несогласия родителей (законных представителей) с решением консилиума о необходимости прохождения ТПМПК, ими оформляется отказ в письменной форме в соответствующем заявлении, а обучение и воспитание ребенка осуществляется по основной образовательной программе, которая реализуется  в ДОУ в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.

3.5. По результатам диагностического обследования специалистами МДОУ  проводится коллегиальное заседание консилиума, на котором определяется и конкретизируется весь комплекс условий обучения и воспитания ребенка с ОВЗ. В ходе обсуждения результатов обследования ребенка специалистами консилиума ведется протокол.

3.6. Итогом коллегиального заседания является заключение консилиума, в котором конкретизируется пакет СОУ и программа комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка на определенный период реализации адаптированной образовательной программы, рекомендованной ПМПК.

3.7. В конце периода, на который были конкретизированы СОУ, реализовывалась АОП, рекомендованная ТПМПК и комплексная программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, проводится заседание консилиума, основной задачей которого является оценка эффективности деятельности специалистов сопровождения, включая реализацию пакета СОУ.

       Итогом деятельности консилиума на данном этапе является заключение, в котором обосновывается необходимость продолжения обучения ребенка по АОП, рекомендованной ТПМПК, необходимая корректировка программы сопровождения воспитанников с ОВЗ, компонентов деятельности специалистов, определяется следующий период обучения и воспитания детей в соответствии с измененными компонентами АОП.

      3.8. Уточненная и измененная АОП согласовывается с родителями (законными представителями).

3.9. В ситуации, когда реализация образовательной программы, рекомендованной ТПМПК,  и эффективность деятельности специалистов минимальны (отсутствуют), а состояние ребенка не имеет положительной динамики, консилиумом может быть принято решение о необходимости повторного прохождения  ТПМПК.

3.10. Принятие  консилиумом решения о комплексе мер, необходимых для коррекции психологического развития детей, имеющих признаки выраженной дезадаптации, детей с элементами неблагополучия в психологическом здоровье (гиперактивность, тревожность, агрессивность, низкая самооценка), детей, попавших в трудную жизненную ситуацию; ребенка с отклоняющимся развитием (СДВГ), о разработке и реализации  индивидуальной психологической программы сопровождения, осуществляющейся на основе результатов обследования ребенка специалистами консилиума с обязательным привлечением врача-психиатра (через сотрудничество с медицинскими учреждениями соответствующего профиля).

3.11. Принятие  консилиумом решения о комплексе мероприятий, необходимых для оказания логопедической помощи детям с ФФНР, ФНР, определение и реализация индивидуальных планов коррекции речевых нарушений.

3.12. Заключение консилиума носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.

3.13. Документация ПМПк:

  • Положение о деятельности ПМПк МДОУ;
  • Приказ руководитетя МДОУ о создании ПМПк;
  • План деятельности ПМПк на ____ учебный год;
  • Протоколы заседания ПМПк;
  • Журнал записи детей на ПМПк;
  • Договор-согласие между родителями (законными представителями) и МДОУ о прохождении ТПМПК;
  • Психолого-педагогическая характеристика (на каждого ребенка ;
  • Коллегиальное заключение специалистов, принимающих участие в заседании по конкретному ребенку;
  • Направление для прохождения ТПМПК;
  • Журнал регистрации коллегиальных заключений и рекомендаций ТПМПК;
  • Согласие родителей (законных представителей) на психолого-медико-педагогическое обследование  и сопровождение ребенка;
  • Заявление  родителей (законных представителей) о несогласии с решением консилиума.

 

  1. Права и обязанности

4.1. Родители (законные представители) ребенка с ОВЗ и/или отклоняющимся развитием  имеют право:

    • присутствовать при диагностическом обследовании ребенка специалистами консилиума;
    • участвовать в обсуждении результатов обследования и быть ознакомлены с формулировкой заключения каждого из специалистов консилиума, так и коллегиального заключения;
    • получать консультации специалистов консилиума по вопросам обследования детей, создания и реализации индивидуальной программы сопровождения, в том числе информацию о своих правах и правах детей в рамках деятельности консилиума;
  • посещать занятия специалистов в рамках реализации их коррекционной деятельности с ребенком;
    • в случае несогласия с заключением консилиума об особенностях создания и реализации СОУ и индивидуальной программы сопровождения обжаловать их на ТПМПК.

4.2. Родители (законные представители) обязаны:

  • следовать рекомендациям консилиума (в ситуации согласия с его решениями);
  • участвовать в реализации программы психолого-педагогического сопровождения, коррекционной деятельности специалистов на правах полноправных участников образовательного и коррекционно-развивающего процессов;
  • не допускать отсутствия ребенка на коррекционно-развивающих занятиях без уважительной причины.

4.3. Специалисты консилиума обязаны:

  • руководствоваться в своей деятельности профессиональными и этическими принципами, подчиняя ее исключительно интересам детей и их семей;
  • исходить в своей деятельности из принципов инклюзивного образования детей, применяя все необходимые современные психологические и социально-педагогические подходы для обучения и воспитания детей в естественной открытой социальной среде;
  • в пределах своей компетенции защищать всеми законными средствами и на различных уровнях права и интересы детей, обучающихся в МДОУ, и их семей;
  • специалисты несут ответственность за соблюдение конфиденциальности и несанкционированное разглашение сведений о детях и их семьях.

4.4. Специалисты консилиума имеют право:

  • иметь свое мнение по особенностям сопровождения ребенка с ОВЗ и/или отклоняющимся развитием в рамках собственной профессиональной компетенции, отражать его в документации консилиума;
  • требовать от родителей (законных представителей) выполнения своих обязанностей в соответствии с п. 4.2;
  • представлять и отстаивать свое мнение об особенностях ребенка и направлениях собственной деятельности в качестве представителя МДОУ при обследовании ребенка на ТПМПК.

 

5.  ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5.1. Настоящее Положение принимается на педагогическом совете и утверждается приказом заведующего Учреждения.

5.2. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения и действует до принятия нового.

5.3. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся по мере необходимости и утверждаются в порядке, установленном пунктом 5.1. настоящего Положения.