Реализация Концепции развития математического образования в МДОУ
Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Качественное математическое образование необходимо каждому человеку для его успешной жизни в современном обществе. Без высокого уровня математического образования невозможны выполнение поставленной задачи по созданию инновационной экономики, реализация долгосрочных целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации.
Цель Концепции развития математического образования – вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире.
Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивированным процессом.
Нормативные документы
Распоряжение Правительства РФ от 24.12.2013 г. №2506-р
Концепция развития математического образования в Российской Федерации
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (просмотр) (Приказ Минобрнауки от 17 октября 2013 г. N 1155)
Приказ МДОУ "Детский сад № 145" от 30.08.2017 № 112, п.15 "Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции развития математического образования в МДОУ "Детский сад № 145" на 2017-2020 г.г."
Отчет о реализации "Концепции развития математического образования в РФ" за 2016-2017 уч.г. в МДОУ "Детский сад № 145"
УТВЕРЖДАЮ
Заведующая МДОУ «Детский сад № 145»
_______________Н.М. Шурыгина
Приказ № 112, п.14 от 30.08.2017
Отчет о реализации
«Концепции развития математического образования в РФ»
за 2016-2017 учебный год в МДОУ «Детский сад № 145»
Концепция представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития математического образования в Российской Федерации.
Актуальность Концепции математического образования детей
В РФ в процессе социальных изменений обострились проблемы развития математического образования и науки: проблемы мотивационного характера, проблемы содержательного характера и кадровые проблемы. Проблемы математического образования детей существуют и в дошкольном детстве, поэтому математическое образование дошкольников должно быть направленно на создание условий в ДОУ для математического развития детей:
- реализация в полном объеме образовательной программы по ФЭМП;
- организация РППС, направленной на развитие математической грамотности;
- создание образовательной и информационной среды для ФЭМП;
- внедрение инновационных образовательных технологий для интеллектуального развития детей;
- оказание методической и практической помощи родителям (законным представителям) по развитию математической грамотности и культуры;
- повышение профессиональной компетентности педагогических кадров по математическому образованию дошкольников.
Нормативно-правовое обеспечение реализации Концепции математического образования в ДОУ
- Концепция развития математического образования в Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ от 24.12.2013 г. №2506-р);
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки от 17 октября 2013 г. N 1155);
- Приказ Минобрнауки РФ от 03.04.2014г № 265 «Об утверждении плана мероприятий Министерства образования и науки РФ по реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации»
- Комплексный план реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации в муниципальной системе образования города Ярославля от 04.03.2015г.
- Приказ МДОУ «Детский сад № 145» № 112, п. 15 от 30.08.2017 «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции развития математического образования в МДОУ «Детский сад № 145» на 2017-2020 г.»
Прогнозируемые результаты выполнения плана мероприятий по реализации Концепции математического образования дошкольников:
- выполнение в полном объеме образовательной программы по разделу «Познавательное развитие»;
- организация РППС во всех возрастных группах, способствующих математическому развитию детей;
- применение в образовательной работе с детьми современных образовательных технологий («Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича; развивающие игры Фребеля, Галанова А.С.; проектно-исследовательская деятельность; ИКТ-технологии; ТРИЗ);
- создание условий для развития одаренных детей;
- создание эффективной информационной среды для родителей, направленной на математическое развитие дошкольников;
- повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам математического образования воспитанников.
Анализ условий для реализации
Концепции развития математического образования
в МДОУ «Детский сад № 145»
Организация образовательного процесса:
Математическое образование в МДОУ «Детский сад № 145» осуществляется в соответствии с Образовательной программой ДОУ. ФГОС ДО дает возможность грамотно и творчески использовать различные образовательные программы для обучения детей дошкольного возраста. В нашем детском саду педагоги успешно применяют в своей деятельности программу «Игралочка» Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова.
Многолетний опыт работы показывает, что для эффективного обучения детей важно сформировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое. Важно научить их общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую и общественно-полезную деятельность. Поэтому основными задачами математического развития дошкольников в программе «Игралочка» являются:
Задачи:
1) Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
2) Увеличение объема внимания и памяти.
3) Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
4) Развитие вариативного мышления, фантазии, творческих способностей.
5) Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
6) Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
7) Формирование обще учебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.).
Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.
Учебно-методические комплекты «Игралочка», применяемые в работе педагогов ДОУ, ориентированы на развитие мышления, творческих способностей детей, их интереса к математике.
Образовательная деятельность по ФЭМП осуществляется через различные формы:
- организованная образовательная деятельность (НОД);
- самостоятельная деятельность детей в центрах развивающих игр, где находятся игры для развития интеллектуальных способностей дошкольников;
- использование образовательных ситуаций в режимных моментах в течение дня (прогулка, наблюдения в природе, детское экспериментирование, разучивание считалок, потешек, стихов, подвижные игры, во время приема пищи, во время ситуаций по воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, сюжетно-ролевые игры, физкультминутки, дежурство детей, работа с календарем природы и т.д.);
- интеграция математических заданий в разные виды деятельности детей (конструирование, экспериментирование, художественное конструирование, рисование, аппликация, ориентировка в пространстве, сенсорное развитие, занятия физической культурой и др.);
- индивидуальная работа с детьми, испытывающие трудности в усвоении математического материала;
- индивидуальная работа с детьми, имеющими ярко выраженные математические способности;
- использование в образовательной математической деятельности с детьми современных инновационных технологий;
- взаимодействие педагогов-специалистов ДОУ, направленное на математическое развитие дошкольников;
- взаимодействие с социальными партнерами в рамках сетевого взаимодействия МДОУ «Детские сады №№ 54,56,61,68) – участие в городском проекте «Умные каникулы»;
- досуговая деятельность с включением математического материала (викторины, олимпиады, развлечения, конкурсы, турниры);
- проведение мониторинга освоения детьми образовательной программы по разделу «Познавательное развитие» (в начале и в конце учебного года).
Основной моделью организации образовательного процесса является совместная с педагогом деятельность: игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная. Расписание образовательной деятельности предусматривает ежедневное решение задач математического развития в различных формах организации детей: дидактические игры и игровые упражнения, конструирование, опыты и эксперименты, моделирование и т.д. Игры математического содержания часто включаются педагогами в познавательные досуги и развлечения, что побуждает ребенка применять полученные знания на практике.
Материально-техническое оснащение образовательного процесса:
Во всех возрастных группах ДОУ созданы центры развивающих игр, где размещены игры и пособия математического содержания в соответствии с возрастом детей (для детей старшего дошкольного возраста имеются шашки, шахматы, которые способствуют развитию умственных и математических способностей). В настоящее время дошкольное образовательное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с новыми требованиями, учитывает актуальные тенденции, в том числе связанные с использованием в ходе образовательного процесса современного информационного оборудования.
За период 2015-2017 г.г. было приобретено 2 песочных стола, 5 интерактивных досок «ActivBord», позволяющих сделать занятия с детьми дошкольного возраста более интересными, наглядными и увлекательными. В методическом кабинете имеются комплекты обучающих мультимедийных программ.
В группах раннего и младшего возраста большое внимание уделяется сенсорному развитию детей, как первой ступени математического образования. В 4-х группах оборудованы центры «Сказочные лабиринты игры В.В. Воскобовича».
Педагоги активно и творчески участвуют в создании игровой и развивающей предметной среды в группах: разработаны паспорта РППС помещений, предназначенных для образовательной деятельности, обновлены игровые уголки, информационные стенды.
Кадровое обеспечение реализации образовательной программы в ДОУ:
- процесс в ДОУ осуществляют 47 педагогов, из них в настоящее время повысили свою профессиональную компетентность на курсах повышения квалификации по ФГОС ДО – 46 (98%) педагогов. За период 2015-2017 г.г. 17 (36%) педагогов прошли обучение на КПК по теме «Использование интерактивной доски в образовательном процессе в рамках ФГОС дошкольного образования». В ДОУ созданы условия для знакомства педагогов с современными образовательными технологиями по математическому развитию и успешному их применению в образовательной деятельности с детьми.
Информационное сопровождение реализации Концепции:
Информационная среда в ДОУ по математическому образованию в ДОУ:
- сайт детского сада (Концепция развития математического образования в РФ, отчёт о результатах реализации Концепции);
- информация в родительских центрах во всех возрастных группах.
Активность родительской общественности:
Формы работы с родителями в этом направлении:
- родительские собрания в начале и конце учебного года, где родителям представляется информация о задачах на учебный год и итогах учебного года (в том числе по ФЭМП);
- индивидуальное знакомство родителей с результатами мониторинга развития ребенка (проблемы и успехи);
- вовлечение родителей в досуговую деятельность с детьми и в реализацию совместных педагогических проектов ДОУ.
Таким образом, педагогический процесс по математическому образованию в детском саду имеет определенную систему. Формы, способы и приемы формирования элементарных математических представлений у детей достаточно разнообразны и основываются как на традиционных подходах, так и на современных инновационных технологиях.
Для обеспечения качества педагогического процесса по математическому образованию в ДОУ организованаРППС, соответствующая требованиям ФГОС ДО и способствующая повышению уровня мотивации и интереса дошкольников к математике. Однако ее преобразование требует пополнения новыми дидактическими пособиями и методической литературой по вопросам математического развития детей, современным информационным интерактивным оборудованием.
В целом педагогический коллектив имеет достаточный потенциал, как для формирования математических представлений детей, так и для представления своего опыта по математическому развитию.
Однако в дальнейшем необходимо создать условия для знакомства педагогов с новыми методиками и технологиями по математическому развитию и успешного их внедрения в практику работы ДОУ.
Необходимо повысить мотивационную направленность родителей в направлении развития математического образования детей.В 2017-2018 уч. г. планируется разработать и реализовать программы обучения родителей воспитанников, направленных на формирование грамотных представлений родительской общественности об особенностях использования образовательных ситуаций, игр, игрушек в семье для развития элементарных математических представлений.